В этот день русская Православная Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Еще этот день называют Вербным воскресеньем.
Христос входит в Иерусалим. Он открывает людям
спасение от рабства греха, но его ждут страдания и крестная смерть.
Толпа его шумно приветствует, но видит в нем земного Спасителя, ждет
освобождения не от духовных пут греха, а от оккупантов-римлян. Люди
устилают дорогу Иисуса пальмовыми ветвями, а Он видит заблуждение тех,
кто так радостно его встречает. Христос не отклоняет явным образом
восторгов толпы, но ищет совсем другого - обращения сердец к доброте и
любви, к Богу…
Памятью о пальмовых ветвях, которыми народ приветствовал Христа, в
России стали вербы. Распущенные ветки вербы напоминают верующему, что
надо задумать в этот день: что жду я от Христа? Не движет ли мною
корысть, не ищу ли я ощутимых благ и земных побед, как та толпа,
которая совсем скоро закричит: "Распни!", но сегодня еще приветствует
Спасителя?
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Праздник Вербного воскресенья совершался в
Москве особенно пышно в XVI веке. Крестный ход до обедни отправлялся из
Успенского собора, чрез Спасские ворота, к собору Покрова Богородицы на
Рву (Василию Блаженному); по окончании установленного молитвословия на
Лобном месте, возвращались назад и начиналась обедня. В процессии,
кроме обыкновенно носимых икон и крестов, возили на санях огромное
дерево, украшенное искусственными цветами и плодами (финиками, изюмом и
т.п.) Самые великолепные деревья немецкой работы стоили несколько сот
тогдашних рублей. По возвращении крестов к Успенскому собору, дерево
отдавали народу, так же, как и украшения саней. В 1678 г. обряд этот
был ограничен, а затем совсем прекратился; вместо изготовления дерева
приказ покупал воза три вербы, для раздачи в Успенском соборе.
В этот день после прихода из церкви родители
били своих детей вербными ветками, приговаривая: «Верба-хлест, бей до
слез. Не я бью, верба бьет.» Это делалось для того, чтобы дети лучше
росли. И очень важно было, чтобы у детей не оставалось обиды на
взрослых за то, что их бьют, поэтому и проговаривали, что не человек
бьет, а верба.
С Вербным воскресеньем связаны многие народные приметы и поверья:
Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета.
Если в этот день светит солнце, то погода будет теплой и урожай злаков и фруктов богатым.
Если в этот день прикасались к человеку веткой вербы, то таким образом наделяли его здоровьем и красотой.
Освященная верба обладает особой целительной силой. Освящают вербу
на вечерней литургии накануне Вербного воскресенья. Ее нужно хранить
до следующего года.
Если женщина, у которой в течение долгого времени не рождается
ребенок, съест вербные почки, то она может излечиться от бесплодия.
Верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю. Верба, брошенная в
огонь, усмиряет огонь. Ветки вербы, выброшенные во двор, усмиряют град.
При граде нужно поставить пучок освященной вербы на подоконник.
С Вербного воскресенья и до Пасхи нельзя пить воды, почерпнутой под
вербою или около нее, потому что в ней может быть много чертей, которые
могут войти внутрь человека и навредить ему. Когда трогается весенняя
вода, черти выпрыгивают из зимних притонов и забираются в вербы
отогреваться. Когда же вербы освящают, черти падают в воду.
В этот день хозяйки пекут из теста орехи и дают их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных.
Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в
Вербное воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома
колышек освященной вербы - средство это, если не превратит труса в
героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость.
В этот день украсьте свой дом веточками вербы и дарите своим близким букетики ранних весенних цветов.